Трудно, наверное, найти сейчас другого такого драматурга, как англичанин Рей Куни. Его пьесы, с одной стороны, невероятно популярны у массового зрителя, а с другой — вызывают стабильное раздражение у критики, начиная с поставленного в МХТ „N 13” и кончая недавними „Смешными деньгами” в „Сатириконе”. В защиту этого неутомимого труженика от дрампопсы можно сказать только одно: свои сугубо коммерческие поделки он никому не навязывает, в классики не метит. И, довольствуясь единственным званием — бога театральных касс, исправно клонирует свои комедии (тут вам и традиционное уже квипрокво, и беготня, и каскад аттракционов), которые расхватываются как горячие пирожки.
Антреприза Арт-партнер-ХХI тоже ухватила один такой, под названием „Счастливчик Смит”. И пригласила для постановки Алексея Кирющенко. Режиссер он скромный. Но это как раз тот случай, когда „много режиссуры” вредно. Ведь перед нами — типичная самоигральная пьеса, ожидающая только простенькой „разводки” да сумасшедшего ритма, без которого, понятное дело, драйва нет, а есть один скучноватый балаган. Предполагалось, очевидно, что остальное актеры худо-бедно додумают сами. Они и додумали. И тут неожиданно выяснилась одна интересная штука. Вот вопрос: осталась ли у сегодняшнего актера способность к импровизации, к легкому „брио”, к изобретательной игре? Ведь как говаривал в свое время знаменитый комик Константин Варламов: „Раз у роли есть имя и фамилия, два поступка и шестнадцать слов — это уже человек, а не садовая скамейка. Остается только опознать его”. Собственно, на это „опознание” и направлены все усилия приглашенных звезд. Причем что любопытно: те, кто работает в рамках „чистой” комедии, играет, грубо говоря, „садовую скамейку”, те проигрывают. Так случилось, к сожалению, с милым и обаятельным Дмитрием Харатьяном, взявшимся за главную роль ушлого таксиста Смита, содержащего в двух разных городах жен с детьми. Его герой из кожи вылезает, волчком крутится, и все для того, чтобы его семьи никогда не встретились. Забавно? Наверное. Но смешит актер так натужно и подчеркнуто, что всякий комизм помирает в зародыше. Что поделаешь? Ну не терпит комедия такого спрямления, а любит оттеночки и полутона. То ли дело Евгения Добровольская (она играет одну из мудрых жен). Тут легонько плечиком поведет, там лукавый глаз сощурит, и - образ готов. А ведь даже „шестнадцати слов” в роли не наберется. Или, например, Александр Леньков, очень лаконично и продуманно и поэтому смешно сотворивший из ничего своего трепетного чудаковатого старикана с молодыми „причудами”. Что уж говорить о набившем руку в антрепризных делах Игоре Золотовицком, играющем здесь Стэнли, незадачливого друга героя. Он давно уже „сам себе режиссер”. Знает, что лучше недоиграть, чем переиграть, и не хватать зрителя сразу за грудки, а дать ему, голубчику, и призадуматься, и погрустить, и про одиночество чье-то, как здесь, посреди веселой кутерьмы вспомнить
В общем, как знать, может, благодаря этому самому Куни мы еще раз убедимся в мудрости „основоположника”, утверждавшего когда-то, что „нет маленьких ролей
”.